К оглавлению

Историко-генеалогический словарь-справочник


НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.




Начальные школы появились в России в результате школьной реформы 1804 года и до 1864 года назывались приходскими училищами. Срок обучения в приходских училищах составлял в 1804 — 1828 годах один год, а в 1828 — 1884 годах два года. В 1864 году, с принятием земской реформы, приходские училища были переданы в ведение Святейшего Синода и стали называться церковно-приходскими школами (ЦПШ). Иначе ЦПШ называли «священническими школами», «церковными школами», «школами для поселянских детей». С 1870-х годов ЦПШ находились в административном ведении Министерства народного просвещения.

С 1884 года стали создаваться ЦПШ с различными сроком и программой обучения. В одноклассных ЦПШ обучение продолжалось два года (с начала ХХ века 3 года), а преподавались здесь арифметика, закон Божий, письмо, церковное пение, чтение гражданской печати и чтение церковной печати. Обучение в двухклассных ЦПШ длилось четыре года (с начала ХХ века 5 лет), а преподавались арифметика, закон Божий, история, письмо, церковное пение, чтение гражданской печати и чтение церковной печати.

Учителями в ЦПШ были священники, окончившие епархиальные училища, и гражданские учителя, окончившие церковно-учительские школы (ЦУШ). ЦУШ представляли собой мужские и женские педагогические учебные заведения с трёхгодичным курсом обучения. Они создавались со второй половины XIX века и находились в ведении Синода. ЦУШ готовили учителей исключительно для ЦПШ. В ЦУШ преподавались арифметика с основами геометрии и землемерия, география, закон божий, литература, педагогика, русский язык, церковная история, церковная музыка, церковное пение, церковно-славянский язык, черчение и рисование. Будущие учительницы женских школ изучали также рукоделие.

ЦПШ имели попечителей, которые должны были исповедовать только православие. Попечители занимались благоустройством школы, заботясь о здании школы, его оборудовании, инвентаре, книгах и прочем. Попечителями были, как правило, священники, городские руководители, представители купечества, системы образования и т. п.

Наряду с ЦПШ, после земской реформы 1864 года в России стали также создаваться земские школы, то есть начальные школы, находившиеся в ведении земств — органов местного самоуправления, созданных по всей территории европейской России. Существовали земские школы двух видов. Однокомплектные школы имели одного учителя на не более чем 50 учеников и трёхгодичный срок обучения. Таких школ было около 25 % общего числа всех земских школ. Двухкомплектные школы имели двух учителей на более чем 50 учеников и четырёхгодичный срок обучения, а их доля составляла около 75 %. В земских школах, наряду с обязательной образовательной программой, аналогичной программам ЦПШ, учителя иногда по своей инициативе давали учащимся элементарные начальные обзорные знания по истории, географии и природоведению. Поэтому, с научной точки зрения, земские школы были прогрессивнее ЦПШ.

Кроме школ, начальное образование в дореволюционной России давали домашние наставники (домашние учителя). Ими были профессиональные педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением детей в семье. Чтобы стать домашним учителем, нужно было сдать установленные экзамены в университете, педагогическом институте, гимназии или уездном училище. Выпускница женской гимназии, окончившая основной курс и 8-й дополнительный класс с золотой или серебряной медалью, получала звание домашней наставницы, а без медали — домашней учительницы. Необходимыми требованиями к домашнему учителю, кроме сдачи экзаменов, были нравственное поведение, русское подданство и православное вероисповедание. Звание домашнего учителя давало право преподавать не только непосредственно в семье, но и в частных пансионах и в младших классах городских училищ. Домашние учителя считались состоящими на службе Министерства народного просвещения, а проработавшие на этой должности 25 лет получали право на получение пожизненного государственного пенсионного пособия.

С 1904 — 1905 годов, в связи с началом русско-японской войны, государственные ассигнования для ЦПШ стали сокращаться, и количество ЦПШ уменьшилось. С 1917 года церковно-приходские школы были упразднены, а земские преобразованы в школы первой ступени с пятилетним сроком обучения. Фонды и задачи по обучению и воспитанию были переданы наркомату просвещения (Наркомпросу).

После распада СССР РПЦ ведёт работу по воссозданию церковных школ. Ныне это воскресные приходские школы, цель которых — дать начальное религиозное образование всем желающим, вне зависимости от возраста.




К оглавлению