К оглавлению
Историко-генеалогический словарь-справочник
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР
Процессы переселенчества в Российской империи середины XVIII — начала ХХ вв.
В середине XVIII века в Российской империи стихийно началось перемещение населения с осёдлого места на новое постоянное место жительства — переселенчество. Поскольку этот процесс способствовал колонизации отдалённых земель Сибири и Дальнего Востока и, в определённой степени, решал аграрный вопрос в России, с конца XVIII века правительство начало понемногу пытаться регулировать переселенчество с целью содействия ускоренному заселению неосвоенных районов страны.
После крестьянской реформы 1861 года темпы переселенчества стали расти. В основном крестьяне уходили в Сибирь и селились вдоль территории современного Транссиба и по долинам рек. В период с 1861 года по 1882 год в Сибирь и на Дальний Восток переселились, соответственно, около 240 и 50 тысяч человек, осевших в основном в Тобольской и Томской губерниях. Переселенцы заселяли также Южное Приуралье, Северный Кавказ, Новороссию (побережье Чёрного и Азовского морей) и Нижнее Поволжье.
К концу XIX века темпы переселенчества ещё более выросли. Так, с 1883 года по 1905 год 740 тысяч человек прибыли в Томскую губернию, 162 тысячи человек на Дальний Восток, 230 тысяч человек в Акмолинскую губернию с центром в городе Омске. Всего за названный период переселились 1 миллион 640 тысяч человек. Правительство, опасаясь удорожания крестьянской рабочей силы, стало ограничивать переселенчество различными Правилами (от 1 июня 1882 года, от 6 июня 1904 года и т. д.). Переселенцы покидали преимущественно густонаселённые и малоземельные губернии европейской России, где промышленность была слабо развита. Так, из Полтавской губернии переселились 160 тысяч человек, из Черниговской 145 тысяч, из Могилёвской 105 тысяч [Цифры здесь и далее приводятся по данным Большой советской энциклопедии].
В 1906 году, с началом аграрной реформы Столыпина, переселенчество усилилось и, разумеется, получило поддержку правительства. Особенно поощрялось переселенчество безземельных и малоземельных крестьян, снимавшее остроту малоземелья в центре. Возросло переселенчество в Западную Сибирь и в Среднюю Азию, а в Восточную Сибирь и на Дальний Восток, напротив, понизилось. Обратно возвращались те, кто разорялся, поскольку помощь правительства была минимальна. Возвращались многие — например, в 1911 году на прежние места жительства вернулись 60 % переселенцев.
После начала Первой мировой войны переселенчество как массовый миграционный процесс практически прекратилось. Динамика была такова:
1913 год — 337 000 человек
1914 год — 232 000 человек
1915 год — 15 000 человек
1916 год — 2 600 человек
Всего за период с 1861 года по 1917 год за Урал проследовало, без учёта вернувшихся обратно переселенцев, около 5 миллионов 300 тысяч человек.
Государственное руководство процессами переселений
Российская империя. Общее руководство переселенчеством государственных крестьян осуществляло с 1837 года по 1894 год Министерство государственных имуществ. В первой половине XIX века Министерством было переселено около 170 тысяч ревизских душ, или около 400 тысяч государственных крестьян. В 1894 году Министерство государственных имуществ было переименовано в Министерство земледелия и государственных имуществ, которое до 1905 года находилось в структуре Министерства внутренних дел. В 1896 году в Министерстве земледелия и государственных имуществ появилось переселенческое управление, которое, в период роста переселенчества в Западную Сибирь и Среднюю Азию и снижения его в более отдалённые регионы, изучало районы, предназначенные для переселения, а на местах занималось вопросами устройства переселенцев. С 1905 года из структуры Министерства внутренних дел переселенческое управление поступило в ведение Главного управления землеустройства. Переселенческое управление выполняло свои функции вплоть до социалистической революции 1917 года.
РСФСР. В январе 1919 года в составе Наркомзема при Совете Народных Комиссаров РСФСР было организовано переселенческое управление, ответственное за плановые государственные переселения, осуществлявшиеся на добровольной основе. С 3 марта 1921 года переселенческое управление реорганизовали в отдел переселения в составе Центрального управления землеустройства (Центрозем) Наркомзема СНК РСФСР. С 24 октября 1922 года переселениями стало заниматься управление по передвижению переселенцев в составе Центрального управления землеустройства и мелиорации (Центромелиозем) Наркомзема СНК РСФСР. С 26 ноября 1923 года происходит новая реорганизация — ответственным за организацию переселенчества становится Комитет по делам переселения в составе Наркомзема СНК РСФСР.
СССР. В СССР в 1939 году была создана единая общесоюзная организация — Переселенческое управление при СНК СССР, которое руководило переселенчеством на всей территории страны. 14 сентября 1945 года при СНК / Совете Министров РСФСР, из отдела по хозяйственному устройству эвакуированного населения СНК РСФСР, было образовано новое Переселенческое управление с задачами организации и проведения:
- переселения колхозников и крестьян с малоземельных на многоземельные территории;
- внутриобластных переселений;
- переселения по особым постановлениям правительства;
- реэвакуации угнанного фашистскими оккупантами во время войны населения, приёма и размещения репатриированных советских граждан.
1 апреля 1953 года Переселенческое управление было передано в ведение Министерства сельского хозяйства и заготовок РСФСР (с 4 декабря 1953 года оно стало именоваться Министерством сельского хозяйства РСФСР) с небольшой корректировкой названия — Главное переселенческое управление. 18 декабря 1954 года оно было вновь подчинено Совету Министров РСФСР, а 3 августа 1956 года прекратило существование. Функции Главного переселенческого управления перешли вновь созданному Главному управлению переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР, целью которого была организация сельскохозяйственного и промышленного переселения в восточные и северные районы РСФСР. Управление, в частности, осуществляло:
- сельскохозяйственное и промышленное переселение;
- организованный набор рабочих для постоянной и сезонной работы в промышленности, на строительстве всех министерств и ведомств в соответствии с планами;
- контроль выполнения планов строительства и ремонта жилых домов в местах вселения;
- проверку подготовленности колхозов, предприятий и строек к приёму, размещению, трудовому, бытовому и хозяйственному устройству переселенцев;
- утверждение проектов и смет на объекты капитального строительства.
В структуру Главного управления входили:
- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Центра и Юга;
- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Севера и Запада;
- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Урала, Сибири и Дальнего Востока;
- отдел переселения в районах крупного гидротехнического строительства;
- отдел планирования и учёта рабочей силы;
- финансовый отдел;
- бухгалтерия;
- отдел перевозок;
- хозяйственная часть;
- канцелярия;
- контора «Дальпромкадры»;
- с 1957 года отдел по организации приёма и устройству советских граждан, прибывающих из-за границы.
Спецпереселения в СССР в 1930-е — 1950-е годы
В период 1930-х — 1950-х годов Объединённым главным политическим управлением (ОГПУ) в СССР был организован дискриминационный процесс внутренней массовой планомерной миграции ряда категорий населения. Этот процесс получил название спецпереселений и стал частью советской системы исполнения наказаний, частью системы ГУЛАГа. С 1933 года, для закрепления спецпереселенцев на спецтерриториях, а также с целью разгрузки мест заключения, было решено соединять членов одной семьи — спецпереселенцев с одной стороны и заключённых ИТЛ с другой — в спецпосёлках, с соблюдением ряда условий. При этом подобное воссоединение с семьями разрешали только заключённым, демонстрирующим политическую благонамеренность в отношении Советского государства.
Спецпереселенцами официально именовали граждан, вынужденно, по воле и с ведома ОГПУ, сменивших в процессе спецпереселения место жительства на указанные ОГПУ конкретные населённые пункты (спецпоселения). В разные периоды советской истории в категорию спецпереселенцев попадали представители самых разных групп населения:
- раскулаченные (выселяемые или бежавшие из сёл, снимаемые с промышленного производства);
- по национальному признаку;
- выселяемые за срыв и саботаж хлебозаготовительных и других кампаний;
- члены семей участников контрреволюционных организаций;
- члены семей осуждённых;
- горожане, отказывающиеся в связи с паспортизацией выезжать из Москвы и Ленинграда;
- осуждённые ОГПУ и судами на срок от 3 до 5 лет, кроме особо социально опасных;
- неблагонадёжные жители присоединённых после Великой Отечественной войны западных территорий (Западная Белоруссия, Западная Украина, Прибалтика).
Местами спецпоселений избирались отдалённые местности и районы СССР. Согласно секретному постановлению ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», районами высылки становились необжитые и мало обжитые местности, с использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах (лес, рыба и пр. Высылаемые подлежали расселению на этих удалённых территориях небольшими посёлками, которые управлялись назначаемыми комендантами. Вновь прибывшие спецпереселенцы ставились под надзор отделов спецпоселений при управлениях МВД республик, краёв и областей. Контроль за спецпереселенцами был тотальным, свобода передвижения за пределы спецпоселений была ограничена. С целью недопущения социальных конфликтов, в спецпоселениях не допускали большой концентрации спецпереселенцев. Так, поволжских немцев направляли в одно поселение по 30—50 человек, калмыков по 60—100 человек, особо неблагонадёжных власовцев по 10—20 человек, и т. д. ОГПУ использовало пропагандистские мероприятия (кино, лекции и прочее) для воспитательной работы среди спецпереселенцев, но в основном эти мероприятия не пользовались успехом.
Условия жизни переселенцев в регионах депортации определял в своих директивах центр. Намеченный советским правительством комплекс мер предусматривал создание таких материально-бытовых условий, которые бы обеспечили выживание людей в новом климате и быстрое их включение в производственный процесс. Однако местные руководители не могли решить всех связанных со спецпереселенцами проблем, поэтому материально-бытовые условия жизни спецпереселенцев часто были очень плохими — жили скученно, на одного человека приходился минимум площади, жильё было ветхим и пр. Самой уязвимой категорией были депортированные семьи.
Процессы спецпереселений регулировались многочисленными документами, а сами переселения проводились, по возможности, молниеносно:
- 1930 год, раскулачивание — Постановление от 30 января 1930 года;
- 1937 год, выселение неблагонадёжных лиц из Москвы, Ленинграда и Киева — Постановление от 23 мая 1937 года;
- 1937 год, выселение семей троцкистов и правых из Азово-Черноморского края в Казахстан — Постановление от 08.06.1937;
- 1937 год, заключение жён и выселение детей неблагонадёжных лиц из Москвы, Ленинграда, Киева, Тифлиса, Минска, приморских городов, приграничных городов — Постановление от 05.07.1937;
- 1937 год, первое выселение корейцев из Дальне-Восточного края — Постановление от 21.08.1937;
- 1937 год, второе выселение корейцев из Дальне-Восточного края — Постановление от 23.09.1937;
- 1938 год, выселение китайцев с Дальнего Востока — Постановление от 05.03.1938;
- 1938 год, прекращение выселения китайцев с Дальнего Востока — Постановление от 10.06.1938;
- 1941 год, выселение неблагонадежных элементов и членов их семей из Литвы, Латвии, Эстонии, Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии — Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16.05.1941 № 1299-526, Директива НКГБ СССР от 19.05.1941 № 77;
- 1941 год, выселение немцев с европейской части СССР — Постановление от 26.08.1941;
- 1941 год, выселение немцев с Украины — Постановление от 23.09.1941;
- 1941 — 1944 годы, выселение армян, балкарцев, болгар, греков, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, курдов, немцев, турок, хемшилов, чеченцев;
- 1944 год, выселение чеченцев и ингушей 23 — 29 февраля 1944 года;
- 1944 год, выселение крымских татар из Крымской АССР — Постановление от 11.05.1944;
- 1948 год, выселение неблагонадежных элементов и членов их семей из Литвы — Постановление СМ СССР от 21.02.1948 № 417-160, Постановление СМ ЛитССР и ЦК ЛитКП(б) от 18.05.1948 № 60;
- 1949 год, выселение неблагонадежных лиц и членов их семей из Литвы, Латвии и Эстонии — Постановление ЦК ВКП(б) и СМ СССР от 29.01.1949 № 380 138 сс, Приказ от 12.03.1949;
- 1949 год, выселение греков, дашнаков и турок из Закавказья — Приказ от 02.06.1949;
- 1949 год, выселение неблагонадежных лиц из Молдавии — Приказ от 11.06.1949.